ПЕРСОНАЛЬНЫЙ САЙТ СЕРГЕЕВОЙ ЛЮДМИЛЫ ИВАНОВНЫ - ВОСПИТАТЕЛЯ МДОУ «ДЕТСКИЙ САД № 7 «ЗВЕЗДОЧКА»
Конспект занятия по развитию речи «Космические дали» в подготовительной к школе группеЦель: Создание условий для формирования фонетической системы языка и развития коммуникативных навыков у детей через игровые методы и приемы. Задачи: 1. Развивать и совершенствовать артикуляционную, мимическую и мелкую моторику дошкольников. 2. Продолжать учить произносить и различать сходные по артикуляции звуки Л и Ль в слогах, словах и предложениях. Совершенствовать фонематическое восприятие и слух. 3. Закреплять навыки выполнения звуко – слогового анализа и синтеза слов. Упражнять в чтении слов и фраз. 4. Развивать мыслительные процессы (внимание, память, зрительное восприятие) средствами блоков Дьенеша и загадок. 5. Систематизировать знания детей по теме: «Космос». 6. Актуализировать словарный запас детей за счет слов: космическое пространство, планеты солнечной системы, ракета, комета, черная дыра, созвездия, скафандр, спутник, инопланетяне, земляне. 7. Совершенствовать грамматический строй речи через согласование существительных с прилагательными в роде и числе; согласование существительных с числительными. Оборудование: мультимедийная установка с презентацией по теме «Космос», схемы звуков, блоки «Дьенеша», схемы ракет, фишки, картинки на звуки Л, Ль, ребусы, соленое тесто. Содержание: 1. Организационный момент. Дети входят в зал и приветствуют друг друга и гостей: Придумано кем – то просто и мудро, При встрече здороваться: «Доброе утро!» Доброе утро солнцу и птицам! Доброе утро улыбчивым лицам! И каждый становится добрым, доверчивым! Пусть доброе утро продлится до вечера! - Ребята, мне сегодня на электронный адрес пришло странное сообщение. Вы хотите его прочитать? (хотим). Тогда пройдем к монитору. (дети подходят к монитору и читают сообщение от инопланетян). «Помогите, мы разучились разговаривать и понимать друг друга. SOS! SOS! SOS! Инопланетяне». - Ребята, нас просят о помощи. Наверно инопланетные жители забыли все звуки, поэтому разучились разговаривать. А кто такие инопланетяне и где они живут? (ответы детей). - Вы хотите отправиться в космическое путешествие, чтобы помочь инопланетянам? (да). - Для этого нужно очень хорошо подготовиться. Для начала подойдите к столу и пристегните себе бейджик. У нас получилось две команды. Одна команда называется «Лунатики» - у них зеленые бейджики, а вторая команда – «Земляне» - у них голубые бейджики. 2. Основная часть. - Ребята, а на чем мы отправимся покорять космическое пространство? (ответы детей) - А почему не на самолете? (ответы детей). -Совершенно верно, в космос мы можем полететь только на ракете. - И первое, что мы сейчас сделаем – построим ракеты. 1. Упражнение «Построй ракету» (блоки Дьенеша). - Чтобы наша ракета могла действительно долететь до космоса, необходимо строить ее по инструкции. Схемы – символы блоков вам помогут не допустить ошибки. - Напоминаю, что детали имеют разную форму, размер, толщину и цвет. А схемы вам подскажут, какую деталь необходимо взять для ракеты. (Дети строят ракеты). - Чья команда вперед и правильно построит ракету, на той мы и полетим. -Молодцы, ребята! Замечательные получились ракеты. -А скажите, мне пожалуйста, мы с вами вот так готовы полететь в космос, или нужна специальная одежда? Какая? (ответы детей). - Да, действительно, нужен космический комбинезон, космический шлем, космические перчатки, космические сапоги. (показываю картинку - обмундирование космонавта). - Надеваем на себя космическую одежду. - Вот теперь, мы готовы к полету. - Займите места в ракете, пристегните ремни. (дети садятся на стулья). - Прежде, чем наша ракета оторвется от земли, нам, как и всем космонавтам нужно пройти специальную тренировку. Каждый день космонавты закаляют свой организм, делают зарядку, умываются холодной водой и разминают все мышцы. 2. Самомассаж лица и шеи. (дети выполняют движения согласно тексту). Руки растираем и разогреваем И лицо теплом своим мы умываем. Грабельки сгребают все плохие мысли Ушки растираем вверх и вниз мы быстро. Их вперед сгибаем, тянем вниз за мочки, А потом уходим пальцами на щечки. Щечки разминаем, чтобы надувались. Губки разминаем, чтобы улыбались. Тянем подбородок, и его щипаем. А потом по шее ручейком стекаем. - Космонавты говорят друг с другом четко и внятно, а для этого им помогает артикуляционная гимнастика для язычка. 3. Артикуляционная гимнастика. «Качели», «Часы», «Парус», «Чистим верхние зубки», «Лошадка» «Мотор». -Отлично! - Еще космонавты тренируют пальцы различными тренажерами. 4. Пальчиковая гимнастика массажными мячиками. В руки мячик мы возьмем, и разминку проведем: Я мячом круги катаю Назад – вперед его гоняю Им поглажу я ладошку И сожму совсем немножко А теперь опасный трюк - Мяч летает между рук. - Ну вот мы и прошли специальную подготовку и начинаем обратный отсчет: 5, 4, 3, 2, 1 Старт! - Ракета оторвалась от земли и из ее хвоста вырвался огонь. (слад – Запуск ракеты). - Наша ракета достигла космического пространства. Что же можно увидеть в иллюминаторе? (предположительные ответы детей – звезды, спутники, другие планеты) - Смотрим в иллюминатор. (презентация «Космос»). - Вы правы, ребята, можно увидеть разные созвездия. (слайд) 5. Упражнение «Угадай букву и назови звук». -Мы видим какие – то странные созвездия. Они вам ничего не напоминают? (это буквы). - Совершенно верно. Каждая буква имеет свой звук. -Давайте вспомним, какие две большие группы звуков вы знаете? (гласные и согласные). (дети дают характеристику гласным и согласным звукам, дифференцируют согласные звуки на твердые и мягкие, звонкие и глухие). - Молодцы! Я теперь уверена, что вы сможете помочь инопланетянам в их беде. - Итак, наша ракета прилунилась на луне. - Можете отстегнуть ремни и выйти в открытый космос. - А что необходимо иметь при себе, чтобы выйти в открытый космос? (кислородные баллоны) - Совершенно верно. А для чего нам нужен кислород? (чтобы дышать). - Что – то нас никто не встречает? Куда же подевались инопланетяне? Пойдем искать! (дети встают со стульчиков и идут по «луне», на их пути встречаются «черные дыры») - Ребята, в космосе существуют такие опасные места – черные дыры. Они как пылесос втягивают в себя все предметы, которые рядом находятся. Звук ракеты сообщает об опасности. Но нам с вами все равно нужно помочь инопланетянам. Чтобы нам безопасно обойти «черные дыры», необходимо расшифровать их коды. 6. Упражнение «Разгадай ребус» На каждой дыре написаны непонятные слова. Но если мы в правильном порядке поставим буквы, то сможем прочитать зашифрованные слова. Только в этом случае дыра закроется и не будет опасной. (дети разгадывают ребусы и читают слова– КОМЕТА, РАКЕТА, ЗЕМЛЯ, КОСМОС). - Молодцы! Черные дыры мы с вами благополучно прошли. Путешествие продолжается. (подходят к магнитной доске, на которой висят картинки лунатиков. - А вот и инопланетяне. - Здравствуйте! Мы с ребятами прилетели с планеты Земля к вам на помощь. Лунатики: А вы уже нам помогли. Когда взлетала ваша ракета, вы забыли выключить громкую связь, и мы слышали, как вы рассказывали про звуки и все вспомнили. Мы даже одежду надели на себя разную, чтобы различать звуки. - Так мы еще даже с вами не познакомились. Ребята, кто прочитает имена лунатиков? (ЛОК, ЛИК). (Дети дают характеристику звукам Л – Ль). - Ребята, а лунатики тоже любят играть в игры. И их игры похожи на те, в которые мы играем с вами на занятиях. 7. Д/И «Собери планеты» Одна команда собирает планеты с картинками в словах которых твердый звук Л, вторая команда – слова с мягким звуком Ль. - Молодцы, ребята. Играть, конечно с инопланетянами очень весело и интересно, но нам пора возвращаться на Землю. - Займите свои места в ракете. - А чтобы лунатики не забыли буквы и звуки, мы с вами научим их шифровать слова кружочками. 8. Упражнение «Шифровальщики» (Дети выкладывают на своих планшетиках имена лунатиков ЛОК, ЛИК и название спутника, где живут лунатики – ЛУНА. Выполняют звукослоговой анализ данных слов.) Пристегните ремни, начинаем обратный отсчет: 5,4,3,2,1. Старт! - Наша ракета вышла в открытый космос. Давайте посмотрим в иллюминатор. Что еще можно интересного увидеть? 8. Загадки. (деление слов на слоги) До луны не может птица Долететь и прилуниться Но зато умеет это Делать быстрая … (ракета) (слайд) - Сколько в слове ракета слогов? (3) Планета голубая Любимая, родная Она твоя, она моя, А называется… (Земля) (слайд) (Дети рассматривают планету Земля.) - Как вы думаете, что обозначено голубым цветом? (моря, океаы) - А что обозначается зеленым цветом? (леса, тайга, поля) - А коричневым цветом? (горы). - Совершенно верно! - А как называют людей, которые живут на планете Земля? (земляне). - Может быть кто – нибудь запомнил, сколько в нашей галактике планет? (9). _ Правильно, мы их сейчас увидим в открытом космосе. (слайд). - Планет 9, но жизнь существует только на одной, на планете Земля. Остальные планеты необитаемы. - Следующая загадка: Центр галактики светит, сверкает Всех согревает… (солнце). Следующий слайд. Рассыпалось к ночи зерно, Глянули утром – нет ничего… (звезды). - Правильно! Говорят, что звезды очень трудно сосчитать. Проверим, посчитаем с помощью пальцев: одна яркая звезда, две яркие звезды….десять ярких звёзд. В космосе сквозь толщу лет Ледяной летит объект Хвост его – полоска света А зовут объект -… (комета) - А что же такое комета? Это небесное тело, которое состоит из пыли и газа. С давних времен люди мечтали летать, покорять космические просторы. - На чем они раньше летали? (на воздушных шарах, дирижаблях, самолетах) И вот наконец свершилась мечта человечества и первыми в космос полетели собаки: Белка и Стрелка. (слайд) - А кто был из людей первым космонавтом? (Ю. А. Гагарин) Впервые в жизни наш космонавт Ю. А. Гагарин облетел вокруг Земли на корабле «Восток». - Когда это случилось? (12 апреля 1961 года). - Какой праздник наша страна отмечает 12 апреля? (День космонавтики). - Молодцы, ребята! Объявляю посадку. Можно отстегнуть ремни и расслабиться. Поздравляю, Вас! Наше космическое путешествие прошло успешно. - А сейчас, я предлагаю сделать подарки для лунатиков. И со следующим запуском спутника на Луну, отправить им. А выполнять мы будем буквы из соленого теста, для того, чтобы лунатики всегда помнили, как выглядят буквы нашего алфавита. (дети приступают к выполнению задания). 3. Заключительная часть. Рефлексия. - Ребята, у вас на столах лежат ракеты с двумя иллюминаторами. Если вам понравилось наше путешествие, то закройте верхний иллюминатор зеленой фишкой, а если не понравилось, тогда – красной. Если вы справились со всеми заданиями, то нижний иллюминатор закройте зеленой фишкой, если вам было трудно, тогда – красной. Молодцы, ребята! А вам лунатики тоже передали подарки – свои фотографии, только они черно – белые. Я думаю, что в свободное время вы их раскрасите цветными карандашами и оставите себе на память. 28 января 2025 в 18:33
|
Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.